1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. 2. Поэтика и методология литературоведения – основные составляющие теории литературы. Историческая и теоретическая поэтика, поэтика общая и частная. 3. Основные методологические направления в литературоведении.Мифологическое (мифопоэтика, мифологическая критика), сравнительно-историческое (компаративистское), культурно-историческое (социо-культурное). 4. Основные методологические направления в литературоведении. Структурно-семиотическое направление. Герменевтика и проблема интерпретации литературного произведения. 5. Генезис литературных форм. 6. Изучение взаимодействия мифологии и литературы в 19-20 вв. (бр. Гримм, Ф.И. Буслаев, К.Г. Юнг, Фрезер, В.Я. Пропп, М.Е. Мелетинский). Учение К.Г. Юнга о визионерском типе литературного творчества и об архетипах. 7. Литература и реальность. Игровая концепция искусства. Условность литературы. Вторичная условность и ее формы. 8. Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусством слова. Лессинг: «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (раздел второй хрестоматии). Гегель: «Лекции по эстетике» (раздел второй хрестоматии). 9. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. 10. Понятие мотива в литературоведении и его интерпретация А.Н. Веселовским в соотнесенности с сюжетом. 11. Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения. 12. Композиция литературно-художественного произведения. 13. Система персонажей. Роль и значение художественной детали в литературном произведении. Соотнесенность деталей как композиционный принцип. 14. Описательный элементы композиции. Портрет. Пейзаж. Интерьер. 15. «Повествовательная» композиция. Взаимодействие описательных и повествовательных элементов произведения. Субъект повествования. Повествователь, рассказчик и их соотнесенность с автором. 16. «Точка зрения» как категория повествовательной композиции. Монография Б. Успенского. 17. Мотив как композиционная скрепа произведения. Содержательно-формальный характер мотивной структуры произведения. Мотив в метатексте. Лейтмотив. Вечный образ. Архетип. 18. Традиционные композиционные приемы. «Минус-прием» и умолчание. 19. Традиционные композиционные приемы. Со- и противопоставления. 20. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. 21. Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная. 22. Язык литературно-художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Лексические средства (омонимы, архаизмы и историзмы; просторечия (вульгаризмы), арго; варваризмы, диалектизмы и провинциализмы; славянизмы. Неологизмы и окказиональные лексические средства. 23. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Виды тропов. 24. Эпитет. Сравнения. 25. Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства. 26. Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные функции. 27. Гипербола и литота; их художественные функции. 28. Аллегория. Символ. 29. Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства. 30. Синтаксис поэтической речи. Фигуры; их теоретическое осмысление в античных риториках. Параллелизм, триколон и антитеза. Инверсия и аноклуф. Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание; их эмфатическое значение. Градация, многосоюзие и бессоюзие. Эллипсис и плеоназм. 31. Речь автора и речь персонажа. «Неавторское слово» в художественном произведении. Сказ. Стилизация и пародия. 32. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи. 33. Системы стихосложения. Метрическая (античная) система стихосложения. 34. Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства. 35. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры. 36. Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие единства и тесноты стихотворного ряда (Ю.Н. Тынянов). Ритмические определители стиха. 37. Вольный стих, его разновидности, жанровые пристрастия, тематические и идейно-эмоциональные ореолы. Дольники – переходная форма от силлабо-тоники к тонике. 38. Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция. 39. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. 40. Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода. Виды и жанры эпоса. 41. Роман, его жанровые модификации. Происхождение и развитие русского и европейского романа. 42. Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики. 43. Своеобразие целей, содержания и формы драмы. Виды и жанры драмы. 44. Историко-литературный процесс и его составляющие. 45. Глобальные тенденции историко-литературного процесса. 46. Класс
ицизм как художественный метод и литературное направление. Теория и практика на Западе и в России.
1. Автор и герой. Проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин) 2. Деление литературы на роды. Понятие о литературном роде. Проблемы родового членения 3. Драма как род литературы. Жанрово-видовое членение драмы 4. Закономерности исторического развития литературы 5. Искусство как объективно историческое явление 6. Историко-литературный процесс 7. Композиция литературного произведения. Композиционные приемы. Виды и типы композиции 8. Композиция сюжета. Понятие у сюжете и мотиве. Проблема разграничения сюжета и фабулы 9. Концепция искусства как символизации жизни 10. Концепция искусства как субъективной творческой способности 11. Лирика как род литературы. Жанрово-видовое членение лирики 12. Литература как вид искусства, ее специфика и функции 13. Литературное произведение как идейно эстетическое целое. Понятия произведение и текст. Разграничение 14. Литературоведение как наука, его структура, дисциплины 15. Понятие о жанре. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Жанрообразующие признаки. Универсальные и локальные жанры 16. Понятие о конфликте как двигателе сюжета. Виды конфликтов. Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях 17. Понятие о повествовании как форме словесного выражения в эпосе. Формы и типы повествования. Образ повествователя. Виды повествователей. Следы авторского присутствия в драме 18. Понятие о пространственно-временной организации. Виды художественного времени и пространства. Понятие о хронотопе (М.М. Бахтин). Функции. Виды хронотопов 19. Понятие о ритмической системе как совокупности всех повторов в стихе. Роль повтора в стихе. Виды повторов. Звуковые, лексические, синтаксические 20. Понятие о рифме. Место в стихе, функции, виды, типы рифмовки. Понятие о строфе. Типы строф. 21. Понятие о системе стихосложения. Виды систем стихосложения. Специфика силлабо-тоники. Проблема разграничения метра и размера 22. Понятие о стиле. Функции, носители, категории стиля. Понятие о стилевой доминанте художественного произведения. Виды стилевых доминант 23. Понятие о субъектной организации. Способы и формы авторского присутствия в литературном произведении, их зависимость от рода литературы 24. Понятие о творческом методе 25. Понятие о творческом процессе и его оставляющих 26. Понятие пафос. Разновидности 27. Понятие проблема и проблематика. Типология проблем 28. Проблема сущности искусства. Концепция как подражания жизни 29. Ритмико-мелодическая организация художественного произведения. Ритм как универсальная категория художественной литературы. Стих, поэзия и проза. Проблемы разграничения 30. Содержание и форма в искусстве. Взгляды на их взаимосвязь. Содержательность формы